ПРОГРАММА КРУЖКА «ПОДГОТОВКА К ОГЭ»

 

Скачать рабочую программу и КТП кружка "Подготовка к ОГЭ"

 

ОГЭ в 9 классе проверяет  умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Поскольку в 2018 году планируется ввести устную часть ОГЭ, в данный курс введены дополнительные темы и практические занятия, целью которых является подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче устной части экзамена.

Рабочая программа кружка «Подготовка к ОГЭ» составлена в соответствии с учебным планом и  на основе программы образовательного учреждения.

 

Задачи кружка:

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
  • совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
  • совершенствование умения создавать собственный текст письменно (сочинение) и устное монологическое высказывание на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с активными  формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи ОГЭ.

 

На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в парах, группах;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать знания, полученные в ходе изучения русского языка в 5-9кл.

УМЕТЬ:

- строить письменное высказывание на лингвистическую или морально-этическую тему (сочинение-рассуждение);

- применять различные способы компрессии при письменном пересказе текста (сжатое изложение);

-  строить самостоятельное устное монологическое высказывание на заданную тему;

-  поддерживать диалог, инициировать диалог.

ЗНАТЬ:

-нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические);

- основы стилистики;

-основы риторики.

 

В процессе подготовки к итоговой аттестации уделяется особое внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

 

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому  языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией. Знакомство с бланками ответов.

 

I. Подготовка к выполнению части 1 (написание сжатого  изложения)

 Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

 

II.  Подготовка к выполнению части 3 (написание сочинения-рассуждения)

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

 

III. Подготовка к выполнению устной части

Основы ораторского искусства(риторики). Орфоэпические нормы, русская пунктуация, стилистика русского языка. Интонация. Монолог. Диалог. Интервью. Практикумы по созданию самостоятельного устного высказывания.

 

IV. Подготовка к выполнению тестовой части

Адекватное понимание письменной речи. Текст как  речевое  произведение. Анализ текста.  Смысловая и композиционная целостность текста.  Тестовые задания.

 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ.  Тестовые задания. 

 Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания. 

Правописание корней, словарных слов,  корней с чередованием.

 Правописание приставок  Слитное, дефисное, раздельное написание.

 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.  

Лексика и фразеология.   Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы. 

Словосочетание Типы подчинительной связи в  словосочетаниях  Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. 

 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.  Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.  Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.

Синтаксический анализ сложного предложения.

 Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи.

 

V. Повторение, закрепление и обобщение.

 Комплексный анализ текста. Работа с  бланками ответов. Пробный экзамен.