Система работы по применению проектных технологий

учителя русского языка и литературы Миняевой С.А.

 

Применение метода проектов, в первую очередь, имеет следующую цель: повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Работа над проектами дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Первые шаги в проектной и исследовательской деятельности начала делать в 2011/12 учебном году с учащимися 5-7 классов школы. Учащиеся работали над проектами по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», по сказке А.Экзюпери «Маленький принц», по теме "Синтаксис простого предложения". В результате работы учащимися были созданы следующие материалы в помощь учителю: «Своя игра», презентации к урокам по темам: «Однородные члены предложения», «Грамматическая основа предложения».

Активно проектную деятельность в своей работе  я использую с 2013 года. Начиная с 5 класса, обучаю детей приемам исследовательской и проектной деятельности. Большой популярностью среди моих учеников пользуется исследование текста, составление брошюр, сочинение продолжения художественных произведений, инсценировка сцен произведений, создание серии иллюстраций к изученным произведениям. Так, на уроках литературы в 5 классе ребята создали своими руками брошюры «Золотой ключик», ковер-самолет «Особенности русских народных сказок», а в 6 классе «Времена года», «Возвращение Дубровского». При изучении басен И.А. Крылова в 5 классе предлагается реализовать краткосрочный проект – инсценировку басни. После изучения темы учащимся предлагается участие в творческом проекте «Моя басня».

При работе  над коллективными проектами я использую следующий алгоритм деятельности учителя и учащихся:

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.

Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4.

Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация проекта

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

 

Результаты нескольких проектов представлены на фотографиях:

 

 

Краткосрочный проект – создаем книги «Стихи о временах года».

 

 

Краткосрочный проект – «Рисуем сказку».

 

Краткосрочный проект – «Лингвистические сказки».

 

 

Описание краткосрочного творческого проекта «Моя басня»

Задачи:

  1. Исследовать особенности басенного повествования.
  2. Проанализировать структуру басен И.А. Крылова.
  3. Изучить иллюстрации художников к басням.

Цель проекта: создание собственной басни, выпуск иллюстрированной брошюры и ее презентация.

Класс: 5

Количество участников: 10 человек.

 

Результат проекта: 8 брошюр.

 

Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса Тюркиной Юлии и Фокиной Ирины  «Значение творчества У. Шекспира для мировой культуры» была представлена на общешкольный конкурс учебно- исследовательских и проектных работ учащихся, проведенный  в период с 20.04.2015г по 21.04.15 г. Данная работа заняла 1 место в номинации «Индивидуальный проект».

 

 

Скачать презентацию ученического проекта "Уильям Шекспир"

 

Исследовательский кратросрочный проект «Народные промыслы» к уроку развития речи «Сообщение о ремеслах» в 6 классе

Участвовало 10 человек.

Задача проекта: проследить влияние народных промыслов и ремесел в современном мире.

Цель: 1. Исследовать историю возникновения народного промысла.

2. Исследовать  особенности  ремесленного производства.

 

Результаты выполнения проекта:

Проект "Народные промыслы. Павловопосадский платок" ученицы 9 класса Хусаиновой Русланы

Проект "Народные промыслы. Хохломская роспись" ученика 6 класса Никитина Александра

Проект "Гжель" ученицы 9 класса Маркиной Софии