Использование социальной сети "Вконтакте" в процессе обучения и воспитания

 

Идею, результатом работы над которой стала данная страница, однажды подсказал мне ученик 9 класса. Мы на уроке литературы изучали роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Я попросила проанализировать известные всем строки:

 

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

 

Обычно учителя литературы подводят учеников к мысли, что образование Онегина не отличалось глубиной, было поверхностным. Однако при обсуждении этого вопроса одним  учеником была высказана мысль, что Л*Абе не был плохим учителем, потому что учитывал интересы своего воспитанника. А всегда ли мы, современные учителя, учитываем при обучении интересы наших учеников?

- Скажите, уважаемые коллеги, что же сейчас интересно нашим детям? На что они тратят огромное количество времени?

Конечно же, наши с вами ученики очень много времени проводят в социальных сетях.

- Почему им это интересно?

Да, они общаются в чатах, размещают фотографии, участвуют в обсуждениях на различных форумах и в группах по интересам.

- А как Вы считаете, какая из перечисленных социальных сетей наиболее востребована именно школьниками?

Безусловно, это «ВКонтакте». Более 80% наших с вами учеников проводят много времени в этой социальной сети.

- Скажите, коллеги, Вы как-то боретесь с интересом учеников к «Контакту»?

- Способна ли вообще наша борьба привести к победе?

Осознавая всю бесполезность подобной борьбы, я задала себе вопрос: «Как использовать «ВКонтакте» в интересах обучения и воспитания подрастающего поколения.

Меня же, как учителя-словесника, очень волнует отношение моих учеников к чтению художественной литературы и вообще в целом нелюбовь к чтению. Я заметила, что для ребят неинтересны произведения и литературные герои, потому что они не видят связи между ними и современным миром. Герои книг, по мнению учеников, «застыли» в своем веке, 100, 200, 300 лет назад. Персонажи произведений из школьной программы с их чувствами, мыслями, переживаниями по большей части непонятны современным детям. Отсюда и нелюбовь к литературе.

Я задумалась, как можно, используя интерес детей к «Контакту», изменить негативное отношение к литературе, «приблизить» своих учеников к героям изучаемых произведений.

Для этого, кроме таких общеизвестных заданий, как рефераты, доклады и сообщения, я стала предлагать ребятам задание создать в социальной сети «Контакт» страничку от лица литературного героя. Главное- это представить себя этим персонажем в современном мире, перенести его переживания и поступки в наше время, стараясь использовать только факты и события книги, как можно меньше домысливая, хотя некая доля креативности приветствовалась.  Поверьте, что такую работу, не поработав плотно с текстом художественного произведения, не переосмыслив его, не «пропустив» через себя, выполнить невозможно.

Хочу продемонстрировать для примера некоторые работы, среди которых есть и очень удачные, и выполненные, скорее, формально. К такому я тоже  была готова. Обязательно каждый указанный на страничке факт мы анализировали: почему именно так, а не иначе, для чего размещена та или иная информация. Также работали и над ошибками. Эти странички показали, что необходимо с ребятами повторить прямую и косвенную речь, обращения, повторить правила цитирования.

Однако главное задание - это не просто создать страничку «своего литературного персонажа», представив его в современном мире, а создание от его лица записей на страничке.

Вот и ребята, изучая произведения, должны были от лица литературного персонажа создавать такие записи, по желанию сопровождая их иллюстрациями, фотографиями, музыкой. Основное условие- пост должен отражать душевное состояние, мысли героя в тот или иной момент повествования, в определенных рамках сюжета.

 

Работа ученицы 9 класса Хусаиновой Русланы:
 

 

Работа ученицы 9 класса Клюевой Юлии:

 

Работа ученицы 9 класса Геворкян Анны:

 

Работа ученика 6 класса Никитина Александра: