Система работы по применению проектных технологий
учителя русского языка и литературы Миняевой С.А.
Применение метода проектов, в первую очередь, имеет следующую цель: повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Работа над проектами дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Первые шаги в проектной и исследовательской деятельности начала делать в 2011/12 учебном году с учащимися 5-7 классов школы. Учащиеся работали над проектами по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», по сказке А.Экзюпери «Маленький принц», по теме "Синтаксис простого предложения". В результате работы учащимися были созданы следующие материалы в помощь учителю: «Своя игра», презентации к урокам по темам: «Однородные члены предложения», «Грамматическая основа предложения».
Активно проектную деятельность в своей работе я использую с 2013 года. Начиная с 5 класса, обучаю детей приемам исследовательской и проектной деятельности. Большой популярностью среди моих учеников пользуется исследование текста, составление брошюр, сочинение продолжения художественных произведений, инсценировка сцен произведений, создание серии иллюстраций к изученным произведениям. Так, на уроках литературы в 5 классе ребята создали своими руками брошюры «Золотой ключик», ковер-самолет «Особенности русских народных сказок», а в 6 классе «Времена года», «Возвращение Дубровского». При изучении басен И.А. Крылова в 5 классе предлагается реализовать краткосрочный проект – инсценировку басни. После изучения темы учащимся предлагается участие в творческом проекте «Моя басня».
При работе над коллективными проектами я использую следующий алгоритм деятельности учителя и учащихся:
Этапы работы |
Содержание работы |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовительный |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждение и выбор темы |
Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта |
Выбор подтемы или предложение новой подтемы |
Совместное обсуждение подтем проекта |
|
Формирование творческих групп |
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды |
Организационная работа по объединению школьников в группы |
|
Подготовка материалов к исследовательской работе |
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы |
||
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса |
Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания |
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания |
|
2. Планирование |
Определение источников, способов сбора и анализа информации |
Корректировка и дополнение предложений учителя |
Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3. Разработка проекта |
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение |
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации |
Консультации, координирование работы обучающихся |
4. Оформление результатов |
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета |
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета |
Консультации, координирование работы обучающихся |
5. Презентация проекта |
Предоставление выполненной работы |
Доклад о результатах работы |
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников |
6. Оценивание |
Оценка работ согласно разработанным критериям |
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
Совместное оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы |
Результаты нескольких проектов представлены на фотографиях:
Краткосрочный проект – создаем книги «Стихи о временах года».
Краткосрочный проект – «Рисуем сказку».
Краткосрочный проект – «Лингвистические сказки».
Описание краткосрочного творческого проекта «Моя басня»
Задачи:
- Исследовать особенности басенного повествования.
- Проанализировать структуру басен И.А. Крылова.
- Изучить иллюстрации художников к басням.
Цель проекта: создание собственной басни, выпуск иллюстрированной брошюры и ее презентация.
Класс: 5
Количество участников: 10 человек.
Результат проекта: 8 брошюр.
Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса Тюркиной Юлии и Фокиной Ирины «Значение творчества У. Шекспира для мировой культуры» была представлена на общешкольный конкурс учебно- исследовательских и проектных работ учащихся, проведенный в период с 20.04.2015г по 21.04.15 г. Данная работа заняла 1 место в номинации «Индивидуальный проект».
Скачать презентацию ученического проекта "Уильям Шекспир"
Исследовательский кратросрочный проект «Народные промыслы» к уроку развития речи «Сообщение о ремеслах» в 6 классе
Участвовало 10 человек.
Задача проекта: проследить влияние народных промыслов и ремесел в современном мире.
Цель: 1. Исследовать историю возникновения народного промысла.
2. Исследовать особенности ремесленного производства.
Результаты выполнения проекта:
Проект "Народные промыслы. Павловопосадский платок" ученицы 9 класса Хусаиновой Русланы
Проект "Народные промыслы. Хохломская роспись" ученика 6 класса Никитина Александра
Проект "Гжель" ученицы 9 класса Маркиной Софии