ПРОГРАММА КРУЖКА «ПОДГОТОВКА К ОГЭ»
Скачать рабочую программу и КТП кружка "Подготовка к ОГЭ"
ОГЭ в 9 классе проверяет умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Поскольку в 2018 году планируется ввести устную часть ОГЭ, в данный курс введены дополнительные темы и практические занятия, целью которых является подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче устной части экзамена.
Рабочая программа кружка «Подготовка к ОГЭ» составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы образовательного учреждения.
Задачи кружка:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
- совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
- совершенствование умения создавать собственный текст письменно (сочинение) и устное монологическое высказывание на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
На занятиях используются:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в парах, группах;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать знания, полученные в ходе изучения русского языка в 5-9кл.
УМЕТЬ:
- строить письменное высказывание на лингвистическую или морально-этическую тему (сочинение-рассуждение);
- применять различные способы компрессии при письменном пересказе текста (сжатое изложение);
- строить самостоятельное устное монологическое высказывание на заданную тему;
- поддерживать диалог, инициировать диалог.
ЗНАТЬ:
-нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические);
- основы стилистики;
-основы риторики.
В процессе подготовки к итоговой аттестации уделяется особое внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией. Знакомство с бланками ответов.
I. Подготовка к выполнению части 1 (написание сжатого изложения)
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
II. Подготовка к выполнению части 3 (написание сочинения-рассуждения)
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
III. Подготовка к выполнению устной части
Основы ораторского искусства(риторики). Орфоэпические нормы, русская пунктуация, стилистика русского языка. Интонация. Монолог. Диалог. Интервью. Практикумы по созданию самостоятельного устного высказывания.
IV. Подготовка к выполнению тестовой части
Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания.
Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.
Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы.
Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
V. Повторение, закрепление и обобщение.
Комплексный анализ текста. Работа с бланками ответов. Пробный экзамен.